День открытых дверей в Джанкойском музее

Апрель для Джанкоя — самый чудесный месяц: в природе круговорот нежных красок и ароматов, в сердцах людей — радость и новые надежды. А еще это месяц Победы. Да, к нам в город она пришла в апреле 1944…

В Джанкойском районном историко-краеведческом музее состоялся День открытых дверей, посвященный 73-й годовщине освобождения района и города от фашистских захватчиков.

В этот день музей посетили жители  города и района, учащиеся образовательных учреждений  и студенты профессионального техникума. Методист по музеям и охране культурного наследия МБУК «РЦКС» отдела культуры, межнациональных отношений и религий администрации Джанкойского района Людмила Тувышева для посетителей музея провела экскурсию: рассказала о событиях того времени, о крымской наступательной операции, об  освобождении Джанкоя  и героическом подвиге  сивашцев.

Во время проведения экскурсии для учащихся Зареченской школы музей посетил Овощновский фольклорный коллектив «Криниченька» (руководитель Владимир Мельниченко). У стенда «Сивашский плацдарм» артисты исполнили песни  «Давным давно была Война», «Победная» и  «Катюша». Юные посетители  не могли стоять молча,  и запели вместе с вокальным коллективом всем известные песни о войне. Возле славянской избы фольклорный коллектив исполнил  русскую народную песню «Был бы хлеб». Для Зареченских школьников эта экскурсия  запомнится  надолго.

Не успела отойти от музея одна группа, как  подошла другая. Учащиеся новостепновской школы в книге отзывов написали: «Очень понравился Ваш рассказ о событиях военных лет и освобождении нашей Джанкойской земли от немецко-фашистских захватчиков. Мы с удовольствием приедем в следующий раз».

Во время  проведения экскурсии для студентов Калиновского филиала Джанкойского техникума музей посетил председатель Джанкойского районного совета Игорь Куприянов:

— Наша задача сохранить память о героических подвигах Сивашцев, — подчеркнул он. — Тех, которые сверхчеловеческими усилиями, не щадя своей жизни, сделали все, чтобы нанести по врагу главный удар с Сивашского плацдарма и воплотить план по освобождению Крыма. Сражения на Сивашском плацдарме, которые провели наши доблестные войска, должны войти красной строкой в историю нашего народа, а Сивашский плацдарм, который имел стратегическое значение в достижении победы над немецко-фашистскими захватчиками в Крымской наступательной операции, стать для каждого из нас местом воинской славы героического подвига Сивашцев.

Война на Сивашском плацдарме была тяжелой, беспощадной, кровавой, потребовавшей неисчислимое количество жертв. Об этом говорят фотографии,  предметы  с  поля боя и документы, которые  находятся в музее  и хранят историю о подвиге  героев Сиваша, освободивших нашу родную  Джанкойскую землю.

Для справки:

Прошло 73 года с тех пор, как наша Крымская земля освобождена от немецко-фашистских захватчиков.  По замыслу советского командования Крымская операция предполагала нанесение ударов с трех плацдармов.  Главный удар планировалось нанести силами 51-й армии и 19-м танковым корпусом с Сивашского плацдарма. Это было необычное решение, ибо здесь ударную группировку советских войск ожидали большие трудности: нужно было переправить огромное количество личного состава и боевой техники по сложному, по своей природе водному бассейну, которым являлся Сиваш. Такое решение было принято исходя из того, что главный удар со стороны Сиваша окажется для противника более неожиданным. Фашисты считали Сиваш непроходимым.

1 ноября 1943 года передовые части 51-й армии во главе с Яковом Григорьевичем Крейзером начали форсирование Сиваша. Бойцы 417-й стрелковой дивизии и 351-го сапёрного батальона, преодолев водные преграды, захватили плацдарм на северном берегу Крымского полуострова протяженностью 8–9 километров. Они буквально повторили легендарный подвиг красноармейцев, форсировавших Сиваш в 1920 году под командованием Михаила Васильевича Фрунзе.

Переправа войск через Сиваш явилась одним из самых сложных подготовительных мероприятий фронта. К началу наступления здесь были построены мост на рамных опорах длиной около 2 км с грузоподъемностью до 30 т, обеспечивший пропуск средних танков, и две земляные дамбы с понтонным мостом между ними. Форсирование Сиваша длилось пять с половиной месяцев. За все время Великой Отечественной войны – это самая продолжительная по времени переправа через водную преграду.  С 1 ноября 1943 года по 8 апреля 1944 года, 158 дней и ночей, в самое холодное время года, в неимоверно сложных условиях, через болотистый Сиваш (Гнилое море), под постоянными ударами немецкой авиации на Сивашский плацдарм были доставлены не только живая сила, боеприпасы, продовольствие, но и тяжелая боевая техника 51-й армии, танки 19-го танкового корпуса и двух отдельных танковых бригад. До начала Крымской операции по переправам через Гнилое море проследовало 1844 орудия, 259 танков, 75 установок РС, 953 трактора, 36 744 автомашины, 25 79 повозок, 114 231 солдат и офицеров. Было перевезено 18 257 тонн разных грузов, переправлены вся 51-я армия и 19 танковый корпус.  По всем меркам человеческих возможностей такое казалось невыполнимо и, скорее всего, должно быть отнесено к области фантастики.  В истории Великой Отечественной войны это редчайший, если не единственный в своем роде факт.

За это время немецкая авиация произвела 205 групповых налета и сбросила свыше 11 тысяч бомб, 44 раза разрушалась переправа и снова восстанавливалась саперами. С плацдарма на материк через Сиваш было переправлено свыше 20 тысяч раненых и искалеченных воинов.

8 апреля 1944 года началась наступательная операция по освобождению Крыма. После мощной артиллерийской подготовки войска фронта перешли в наступление, нанося главный удар силами 51-й армии генерал-лейтенанта Крейзера с Сивашского плацдарма.

В ночь с 9 на 10 апреля полки 417-й стрелковой дивизии заняли оборону и отбивали контратаки противника. К исходу 10 апреля наши войска прорвали вражеские укрепления.

С утра 11 апреля в полосе 51- армии вступил в сражение 19-й танковый корпус, который за день преодолел с боями 35 км и овладел Джанкоем — мощным опорным пунктом в обороне врага и важным железнодорожным узлом Крыма.

Рекомендуем
error: Копирование запрещено автором.