Хохломская роспись — детям Джанкоя / 2023

В Джанкое прошел мастер — класс «Хохломская роспись: матрёшка»

Хохлома – это исконно славянская роспись. Она возвращает нас к традициям и нравам предков. Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон.

Хохломская роспись. Предметы быта.
Хохломская роспись. Предметы быта.

Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Часто встречаются птицы, рыбы, звери.

Джанкой в объективе Хохломская роспись - детям Джанкоя / 2023 Хохломская роспись детям
Хохломская роспись — детям

Обо всём этом участники коллектива художественного творчества – творческая — мастерская «Талантики» МБУК « ДГ ЦК и Д» (руководитель И. С. Серкова) – узнали на мастер-классе «Хохломская Роспись. Матрёшка». Занятие для кружковцев было проведено 28 февраля 2023 года по инициативе отделения культуры и народных ремесел ГБУКРК «Центр народного творчества Республики Крым» в рамках выездных мастер-классов по декоративно-прикладному искусству “Школа ремесел”.

Джанкой в объективе Хохломская роспись - детям Джанкоя / 2023 Хохломская роспись увлекательный процесс
Хохломская роспись — увлекательный процесс

С напутствием художника

Провела мастер-класс для наших кружковцев педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Районный центр детского и юношеского творчества», руководитель кружков изобразительного искусства «Яркая палитра» и «Юный художник», педагог изобразительного искусства МБОУ «Некрасовская школа» художница Масалаб Виктория Вячеславовна.

Джанкой в объективе Хохломская роспись - детям Джанкоя / 2023 Хохломская роспись. Изучаем элементы
Хохломская роспись. Изучаем элементы

Перед началом работы мастер рассказала детям об истории основания хохломской росписи и о технологии росписи деревянных заготовок. Ребята ознакомились с элементарными узорами в росписи, попробовали нарисовать их (ягодки, листочки, цветочки, травинки) на черновике, что позволило освоить орнаментальные варианты верховой росписи «под листок» или «под ягодку». Далее участники мастер – класса поэтапно заполняли бумажную заготовку матрешки изученными элементами, используя свою фантазию: сначала делали набросок рисунка карандашом, а потом наносили основные краски и прорисовывали детали.

Джанкой в объективе Хохломская роспись - детям Джанкоя / 2023 Хохломская роспись. Матрешка почти готова
Хохломская роспись. Матрешка почти готова

Прикосновение к истокам

Дети были очень рады возможности прикоснуться к традиционным народным промыслам и научиться азам хохломской росписи, изъявили желание продолжить обучение.

Огромное спасибо коллективу отделения культуры и народных ремесел ГБУКРК «Центр народного творчества Республики Крым» за возможность узнать историю славянских ремёсел и научить наших ребят основам декоративно-прикладного творчества. Сохранить традиции предков и передать их нашим детям – это благородное и важное дело!

Елена Шалаева

ведущий специалист по народно-прикладным видам творчества

Джанкойского городского центра культуры и досуга

Джанкой в объективе: Хохломская роспись — детям Джанкоя. Матрешка.

Немного истории

Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.

Джанкой в объективе Хохломская роспись - детям Джанкоя / 2023 Хохломская роспись. История
Хохломская роспись. История

На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.

Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они преследовали «старую веру» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги. Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себе богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.  

Существует также несколько красивых легенд. Одна из них об иконописце Андрее Лоскуте, который в свое время бежал из столицы из-за реформ патриарха. Он нашел себе укрытие в глухом лесу и продолжал писать иконы «по старинке. Однако, патриарху донесли о местонахождении беглеца и о том, что он учит «старому» иконному письму жителей близлежащих сел. Иконописец-бунтарь сжег себя добровольно в костре, перед этим завещая своим ученикам сохранить его мастерство.

Согласно другой легенде в чаще леса жил никому не известный мастер, которым сам придумал столь роскошное письмо по дереву. Время от времени он одаривал жителей близлежащих деревень своими творениями. Спустя некоторое время слава о дивном мастере дошла до царя. Тот немедленно отправил своих подчиненных в лес, чтобы те привели основателя хохломы в палаты. Однако, мастер не захотел идти в подчинение к царю. Талантливого незнакомца так и не нашли. Так у простых людей  и не отобрали простой промысел.