Есть в Джанкойском районе интересное место, где «живут» ремесла древних славян. Владельцы — семейная чета Павла и Светланы Условых — поэтично называют его «Родовое поместье «Росы». Необычный «круглый» дом, без углов и острых скосов. Закаты и рассветы над бескрайней степью, которая простирается во все стороны от этого дома.
Полгода назад Павел и Светлана отправили на конкурс Президентского Фонда свой проект «Живые ремесла». Хотелось поделиться со всеми жителями Джанкойского района своей любовью к славянской культуре и традициям.
— Идея участия в конкурсе, — рассказывают Условы, — появилась у нас год назад, в День и ночь Музеев, когда мы проводили мастер-классы для сельских детей. Именно тогда мы почувствовали, как сельским детям не хватает соприкосновения с традиционной культурой, увидели неподдельный интерес к ремеслам. Именно тогда в нашей семейной мастерской народных ремёсел «Светлица» и зародился проект передвижной Интерактивной выставки «Живые ремесла».
Умельцы поделились этой идеей с Людмилой Тувышевой, заведующей Джанкойским краеведческим музеем, а также начальником отдела культуры Джанкойского района. Павел и Светлана, конечно же, встретили поддержку и одобрение. Стали изучать требования конкурса, обратились к крымским специалистам в этой области. Родилась и оформилась программа, детали проекта.
— Надеялись, но не были уверены, что победим и выиграем грант, — делится Светлана, но чудо свершилось!
В январе был подписан договор с Президентским фондом культурных инициатив и дан старт реализации проекта Интерактивная выставка «Живые ремесла». Прошло напряженных три недели — Условы занимались оформлением и выполнением технических требований ПФКИ, Сбербанка, через который финансировался проект.
В планах было закупить гончарный круг и расходные материалы для мастер-классов, заявленных в проекте, обеспечить перевозку выставки и бензин, чтобы побывать в 26 сельских поселениях Джанкойского района.
Проект Интерактивная выставка «Живые ремёсла» творческой семьи Условых стал действительно масштабным и очень необычным.
— Никогда наше творчество не жило в таком динамичном ритме, — утверждают основатели семейной мастерской «Светлица», — но и для Джанкойского района проект тоже стал событием, судя по отзывам участников. В каждом селе благодарили за доброе отношение и заботу о детях. Ведь в нашем проекте самое главное — это люди, дети. Будут или не будут они чувствовать гордость за свой народ, будут или нет интересоваться культурой и традициями России, — зависит от нас, взрослых. И ради этого мостика поколений мы трудимся, мы творим.
— Не устану благодарить всех, кто откликнулся и поддержал работу проекта, — делится чувствами Светлана Услова, — не устану восхищаться и гордиться нашим лидером мирового уровня Владимиром Владимировичем Путиным, который предан России до каждого своего атома души! Такой замечательный фонд мог создать только такой человек, как он!
ПФКИ помог реализовать этот смелый проект, проверить свои силы, дать высокий статус творческой инициативе народных умельцев. Светлана тажке благодарит кураторов команды, без которых было бы сложно добиться качественного уровня. Речь прежде всего о Веронике Чекановой — художнике, председателе Крымской региональной общественной организации «Гильдия художников и мастеров земли Киммерийской», руководителе Центра развития художественного творчества «Киммерия».
— Поддержка всех наших партнёров — организаций, которые верили в нас и поручились за нас, все вместе это те невидимые руки помощи, без которых было бы очень непросто, — подтверждает слова супруги руководитель проекта «Живые ремесла» Павел Услов, — мне думается, проект был нужен не только детям сельских поселений Крыма, но и нашей семье, по-новому взглянувшей на свой родной край. Почувствовать, как тебя ждут и как рады твоему творчеству — это дорогого стоит! Мы, конечно, выложились за эти месяцы реализации проекта, но после окончания как-то даже немного грустно, что эта «творческая карусель» подошла к завершению.
В планах семьи Условых, прочувствовавших большой интерес к гончарному делу, к работе с глиной и у взрослых, и у детей, попытаться создать такую студию, где такой интерес может быть удовлетворен.