Необходимость присутствия икон в религиозном обряде – постоянная потребность православного верующего. И каждому хотя бы раз приходила мысль о том, можно ли попробовать создать такое изображение самостоятельно.
Прежде чем выполнить такую работу в той или иной технике (написать на холсте, вышить нитками, выложить мозаикой или любым другим способом воспроизвести изображение), нужно горячо и глубоко уверовать в Бога.
Все джанкойские мастера декоративно-прикладного творчества, работы которых мы представим в этой публикации, прошли свой духовный путь к познанию Бога. Это разные пути. Но чувства у всех одинаковые: прикасаясь к творчеству, посвященному Создателю и Спасителю, люди испытывают величайшее чувство благоговения, стремятся к очищению души, сердца и помыслов, внимательно изучают работы иконописцев, а также земной путь Святых, которым посвящается икона.
При поддержке Министерства культуры Республики Крым в Крымском этнографическом музее ко Дню Крещения Руси с 28 июля по 21 августа 2023 года была представлена выставка «Православные святыни». На выставке демонстрировались работы 8 участников народного коллектива Республики Крым — клуба любителей декоративно- прикладного творчества «Фантазия» МБУК «Джанкойский городской центр культуры и досуга».
Иконы, выполненные своими руками, представили мастера из Джанкоя: Татьяна Фиалковская, Светлана Нехчина, Галина Питулай, Мария Марингевич, Нина Сухопольская, Галина Коберник, Ольга Грицаева, Роман Носов. Они подготовили к выставке 54 работы.
Вниманию посетителей были представлены иконы, выполненные в разных техниках и стилях декоративно прикладного искусства. Это вышивка крестиком, бисером, бисерная мозаика, ручная гравировка на стекле бормашиной.
Мастера представили изображения Богородицы, среди которых иконы «Семистрельная», «Неупиваемая Чаша», Казанской Божией Матери, «Неувядаемый Цвет», «Святая Богородица», «Умиление». Посетители также увидели работы, посвященные ликам святых Луки Крымского, Николая Чудотворца, а также Ангела Хранителя, Блаженной Матрены, Иисуса Христа…
У каждого из мастеров свой путь к творчеству, к духовным началам православия и к иконе, как символу православия. Ведь творчество – это особое состояние загадочной души человека. Прикоснувшись добрыми руками, вложив душу, дав волю воображению, умелец превращает труд в радость, в удивительные картины, неповторимые рукотворные произведения.
Работы джанкойских мастеров, как говорят работники музея, создали на выставке особую атмосферу наполненную добротой и духовностью. Именно поэтому на ней побывало немало крымчан и гостей нашего прекрасного полуострова.
— Как вы относитесь к тому, что порой иконописцы, уже получившие образование, обращаются, если можно так сказать, к «народному примитиву», — спросила журналистка Оксана Головко у Протоиерея Александра Салтыкова, настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах, декана Факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Он ответил:
– Во-первых, народ, представители которого писали те изображения, – был иной, чистый и богомольный, верующий, намного меньше подверженный соблазнам, чем современные люди. Люди того времени были проще, более открытыми, в них было больше детской простоты.
Почему ценится примитив у всех народов? Потому, что он в себе несет некую чистоту восприятия, душу, а именно душу мы ценим больше всего в искусстве.
Это всегда есть в народном искусстве прошлого и в детских рисунках. В Евангелии сказано: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф. 18, 3). И это некоторым образом относится к иконописцу – он должен быть чист, как дитя, тогда у него получается икона. Я бы сказал также, что одной из основ церковного искусства является заповедь: «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят» ( Мф. 5, 8). Ведь нельзя представить то, чего ты никогда не видел.
Но когда современные, взрослые, искушенные люди хотят рисовать так же, они создают подделки. Опроститься, вернуться к непосредственной чистоте у них не получается, сколько бы они ни использовали стилистику, например, северной народной иконы. Они живут в XXI веке, в современных квартирах, а писали те иконы люди, скажем, XVII века, жившие в занесенных снегом избушках, евшие пареную репу, при случае ходившие с рогатиной на медведя и клавшие каждый день по тысяче земных поклонов. Во все это нельзя войти современному человеку, духовность нашего времени – другая, нам трудно проникнуть в духовное состояние простого человека того времени.
Тогда прозвучал иной вопрос:
– А как вы относитесь к тому, что какая-нибудь тетушка вышивает крестиком образ святого, а потом священник его освящает?
– Для меня критерий всегда – благочестие, — пояснил батюшка, — новаторы, которые хотят революционизировать иконопись, лишены благочестия, его нет в их творчестве. А вот тетушки с их вышитыми иконками бывают, как правило, гораздо благочестивее. Они взяли благословение у священника на свое вышивание, они понимают, что им нужно помолиться пред работой. Они с любовью вышивают иконочку для, скажем, своей племянницы, чтобы освятить ее в храме и подарить с ласковыми словами: «Это твоя святая, ты молись ей». В итоге – получается хорошо, потому, что руками этой тетушки руководят любовь и благочестие.
По пути благочестия должны идти все иконописцы. Это главное.
Елена Шалаева