Хотели бы вы заглянуть в прошлое, лет на 100-200 назад? Увидеть-узнать или представить, как выглядела улочка, на которой вы сейчас живете, какими были дома? Тогда эта история для вас…
Старый вокзал
В 2017 году нашему Джанкою исполняется 100 лет — летом 1917 года этому поселку, административному центру Перекопского уезда, решением Временного правительства был присвоен статус города. Хотя официально административные ведомства из г. Перекоп сюда были переведены за четыре года до этого.
В минувшем году журналисты Джанкойской горрайонной газеты «Заря Присивашья» в оцифрованном архиве Гетеборгского музея естественной истории (Швеция) обнаружили малоизвестный снимок. Сделан он в 1897 году известным скандинавским зоологом и путешественником Антоном Юлиусом Стуксбергом. Во время своей поездки в Крым и на Кавказ этот известный ученый остановился в Джанкое — одной из станций Курско -Харьково — Севастопольской железной дороги. Сейчас уже нельзя сказать, чем это здание привлекло внимание Стуксберга, но благодаря ему мы теперь знаем, как в прежние времена выглядел наш железнодорожный вокзал, располагавшийся на том же месте, что и современный.
Деревянное здание, деревянные лавки для пассажиров, распахнутые настежь окна… Похоже, в тот год в Джанкое была достаточно жаркая погода , и железнодорожники таким образом спасались от духоты..…
На платформе и здании центрального корпуса вокзала видны станционные фонари – в те годы они были керосиновыми. А справа, возле вокзальной постройки можно разглядеть две бочки. Судя по всему, местный брандмейстер, дальний предшественник нынешнего начальника пожарно-спасательного отряда Игоря Шалвовича Джанджгава, заботливо хранил в них воду и песок – на случай пожара, если светильники каким-то образом станут причиной возгорания.
Пассажиров на вокзале не много – какой-то солдат со скрученной через плечо шинелью («скаткой») и, судя по всему, семья джанкойских крестьян, ожидающая поезда. Ее глава, мужчина с окладистой бородой, по-видимому, отправился в кассу за билетами. Его сопровождает двое сыновей-подростков. Супруга крестьянина осталась на перроне сторожить багаж – два громоздких ларя.Судя по всему, поездка на рынок была удачной. Скоро придет железнодорожный состав и эти люди, имен которых мы никогда не узнаем, разъедутся по своим делам. А через несколько лет исчезнет и деревянный вокзал – на его месте соорудят новое, белокаменное здание, которое потом будут дважды перестраивать – в 1960-е годы и в середине 2000-х.
Сергей КУЛИК
Фото из архива Göteborgs Naturhistoriska Museum
А вот так менялся облик вокзала в разные годы его существования. И в грозные дни военного лихолетья.
P/S Если в ваших семейных архивах хранятся фотографии, сделанные в период с 1860 по 1999 годы, и рассказывающие о нашем городе и его жителях, вы можете прислать или принести их в редакцию «Зари Присивашья». Снимки необходимо сопроводить небольшим рассказом о том, кто изображен на них, чем эти фотографии дороги вам и какие воспоминания они пробуждают. Эти фотографии будут опубликованы не только на страницах нашего издания. Журналисты «Зари Присивашья» разместят их на специализированном интернет-портале «История России в фотографиях», представляющим собой общедоступный фотоархив, объединяющий государственные, муниципальные и частные коллекции снимков.
Давайте вместе писать фотолетопись России и одного из прекрасных ее уголков – Джанкойского края!