В прекрасном расположении духа, по-прежнему открыта и гостеприимна, — так отмечает свой 100-летний юбилей Екатерина Васильевна Хоменко. Теперь она, пожалуй, самый взрослый и самый почетный житель современного Джанкоя.
Поневоле поверишь, что в Сибири рождаются особые люди. Крепкие душой и здравием. В свои 100 лет Екатерине Васильевне Хоменко несложно писать стихи, участвовать в общегородских мероприятиях: имеет ясный ум, ее речь по-прежнему грамотна и полна воспоминаний, которыми боец и учительница готова делиться часами напролет.
Едва ли кто-то остался в живых из тех пятиста девушек-комсомолок, с которыми она воевала в состав 57-го батальона воздушного наблюдения, оповещение и связь с 1942 года, на 3-ем Украинском фронте. Она же помнит каждую поименно.
Сотый год жизни был очень непростым для пожилой горожанки. Летом Екатерина Васильевна сломала бедро и на долгое время оказалась прикованной к постели. Поэтому вид у нее не такой бодрый, как в год 99-летия.
Помнит, пожалуй, и всех своих учеников. Можно только представить, сколько их прошло через щедрое сердце Екатерины Васильевны за 57 лет учительского стажа!
В нашем архиве сохранено интервью о ее видении педагогического труда, ее понимании миссии учителя на Земле.
Она практически всю жизнь работала в системе образования. Воспитателем, учителем, директором…
Не взирая на то, что теперь уже 100 лет Екатерине Васильевне Хоменко, школа, по ее словам, всегда служила и служит стимулом к саморазвитию. Работа с детьми, считает ветеран, может быть успешной лишь в том случае, если педагог собственным примером способен показать лучшие человеческие качества.
Учитель не бывает бывшим. И сейчас Екатерина Васильевна Хоменко встречается с детьми. Не раз в гостях у нее бывали юнкоры Джанкойского детско-молодежного клуба-студии «Улей».
Такие встречи навсегда остаются в золотом фонде памяти детей. Конечно, беседы всегда касаются темы войны. Она помнит скорбь и горе, но помнит также замечательных советских людей, помнит неподдельную сплоченность и самоотверженность, помнит щедрую руку природы, которая в 41-ом одарила страну небывалым урожаем хлеба.
— Колосья были сочные, такие вот жирные, — показывает жестом долгожительница, — хлеб в полях стоял стеной.
57-й отдельный батальон воздушного наблюдения и оповещения после той урожайной осени стал для молоденькой Екатерины семьей и домом на оставшиеся годы войны.
Перешагнув эпохальный рубеж, былая фронтовичка смотрит с надеждой в будущее. Верит, что ее горячо любимая страна вновь обретет былую мощь и возвратит те высокие морально-нравственные стандарты, на которых воспитывалось ее могучее поколение.
— Единственное мое пожелание, чтобы над нашими головами всегда было такое же чистое небо, — такими словами она сопровождает любой праздник. И свой день рождения также.
Осенью 41-го, будучи студенткой сельскохозяйственного института, Екатерина Васильевна спасала урожай хлеба на полях Сибири. Ведь села практически остались без мужчин. Хрупкая Катюша за несколько дней стала трактористкой. А позднее с отрядом добровольцев ушла на фронт.
Возможно, она на передовой оказалась бы и в первые дни войны. Но до определенного момента это не предоставлялось возможным.
— С начала войны приказа такого о призыве женщин в армию не было, — рассказывает бывшая связистка, — лишь в 42-ом, после Сталинградской битвы уже и девушек-комсомолок брали в армию.
Война — это очень страшно. Но девчонки держались с невероятной стойкостью и вместе преодолевали леденящий душу страх
Будучи лидером в студенческой среде, Екатерина Васильевна, всегда поддерживала тех, кто был чуточку слабее. На фронте или в дни возвращения к мирной жизни. По жизни всегда шла с оптимизмом и верой в добро. Всегда была горячей патриоткой. Такова она и сейчас. В свои 100 лет поет и пишет стихи, любит жизнь и людей. Может в этом и кроется секрет ее долголетия?