В Джанкойском городском центре культуры и досуга состоялась театрализованная программа, посвященная светлому празднику Рождества Христова.
Это светлая и кроткая радость, связанная с рождением Иисуса Христа. Для кого-то история чудесного рождения Спасителя – не более, чем легенда. Но это дата начала новой эпохи для человечества. Ведь наш календарь отсчитывает вот уже третье тысячелетие именно с этого момента.
Событие удивительное, но оно свершилось тихо и почти неприметно. Супруги Мария и Иосиф, придя на перепись в Вифлеем, не нашли места в гостинице и остановились в вертепе (так назывался в ту пору загон для скота). Ночью в этом хлеву и родился Младенец Иисус. А в небе зажглась яркая звезда. Она — и поныне главный символ, когда упоминается Рождество.
Отмечать рождение Иисуса начали примерно с IV века. Сложенное тогда Григорием Богословом писание до сих пор ежегодно звучит в рождественскую ночь в храмах: «Христос рождается – славьте Его!»
Елка, свечи, ангелочки, открытки. Все это символы Рождества. Где-то используют ветви деревьев, сплетенные в венок и украшенные яблоками, цветами. Где-то елку украшают орехами, фруктами, колокольчиками и свечами. А звезда, венчающая ель, напоминает о той самой Вифлеемской звезде.
Интересной традицией празднования Рождества Христова стало изготовление вертепов, как домашних, так и возле либо внутри храмов. В прошлые века вертеп был разновидностью кукольного театра, с помощью которого дети показывали сцены, относящиеся к рождественским событиям. Сейчас это неподвижная композиция, изображающая пещеру со Святым Семейством, овечками, пастухами, иногда волхвами, звездой – словом, участниками тех событий.
За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями.
В преддверии праздника Церковью объявлен сорокадневный Рождественский пост. В последние дни, перед самым Рождеством он становится более строгим. В Сочельник вообще едят только сочиво из пшеницы или риса с медом. Ночью во всех храмах проходит праздничное богослужение, и только потом праздник продолжается дома, с угощением и разносолами.
Дети с пением обходят дома, несут яркую звезду; хозяева же одаривают колядников.
В XIX веке Рождество стало праздноваться не только в храмах и домах, но и более широко: стали проходить рождественские балы и приемы. Но советская власть, борясь с религией, старалась не просто запретить этот праздник, но даже изгладить память о нем. Запрещенная поначалу елка, правда, в послевоенные годы вернулась в дома, уже в качестве «официально разрешенной» новогодней, а звезда на ней из золотой стала «кремлевской» — красной пятиконечной.
И все же в течение всего минувшего века наши соотечественники поздравляли друг друга с Рождеством, дарили подарки и даже устраивали праздники, в первую очередь для детей. А в уцелевших храмах неизменно совершались службы. Официально праздник Рождества вернулся в Россию в 1990 году.