Премьера пьесы о проблемах воспитания детей «Сон в Новогоднюю ночь» стала в Джанкое не только развлечением для ребятишек, но и уникальным воспитательным мероприятием.
Автор сценария и режиссер-постановщик спектакля Елена Снедкова рассказала о современных детях, которые зависают в инете, тратят драгоценное время, хвастаются друг перед другом новыми гаджетами, шмотками… И теряют простое доброе человеческое общение.
— «Сон в Новогоднюю ночь» о том, что у подрастающего поколения уже размываются границы понимания, что такое добро и зло, — говорит Елена Леоновна, — в нем взрослые все время ссорятся и носятся в погоне за богатствами мира, забывая о том же, что и дети. Это как бы сон, но зритель видит реальность через аллегорические образы. Так показана грустная картина сегодняшней жизни, в которой все же незримо проходит нить веры и любви, духа и души.
Как и положено в сказках, «Сон» содержит волшебство и волшебников: это необыкновенная вода — святая вода, Эльфия — Ангел добра, Кривда- Ангел зла, Кощей — мировое зло, часы судного дня.
Образ победы добра над злом воплощен в Боге Любви. Герои делают трудный выбор и принимают правильное решение именно во имя Бога Любви. Автор попыталась евангельские мотивы донести через сказку. Так, Иван и его выбор — это подобие искушений Христа в пустыне. Такие искушения проходят сейчас все. Да и сама сказка словно нацелена на обновление людей, ее слушающих: как бы запущена программа перезагрузки в сторону высоких человеческих ценностей.
Играли «воспитательную» сказку артисты Народного театра «Третий звонок» Джанкойского ЦКиД. Среди них: Александр Кобенко, Майя Сушко, Наталья Нацкина и другие хорошо знакомые джанкойцам мастера самодеятельной сцены. Своей поддержкой они обеспечили и успешный дебют трёх талантливых главных героинь спектакля: Валерии Акишиной в роли Снегурочки, Виктории Ёлоховой в роли Маши и Лилии Куксовой в роли Светки. А также Валентина Бучкова — в роли Водяного.
Все декорации спектакля «Сон в Новогоднюю ночь» поддерживают тему тонкого мира. Если это сон, должна быть атмосфера загадочной, невидимой глазу реальности. Каждая сцена окрашивается в свой цвет, соответственно действию, где оно происходит. Колышутся шарики, как мысли, едва уловимые. В мыслях автора были еще летающие ленты, но не все так просто воплотить. Над убранством сцены ведь работа идет на самодеятельном уровне.
— Зато очень интересно подвижность пространства усилили «живые тени», — делится рассказом о репетиционной работе Елена Снедкова, — артисты-тени где-то едва заметны, а где-то проявляются явно в действии. К тому же они перемещают декорации, отправляя зрителя в разные места сценического действия.
Конечно, для полноценного театра теней нужно было бы еще больше игры света. Но и на достигнутом уровне эта игра смотрится очень эффектно. Ведь в большом зале Джанкойского ЦКиД уже несколько лет работает цифровое световое оборудование. Оно играет огромную роль в создании на сцене особых выразительных средств.
Вот, идет диалог Эльфии с персонажем: нежные голубые оттенки застилают сцену, а мягкие белые шары-круги появляются на деревьях. Вот идет Зло, его речь сопровождается красными тонами, а на деревьях появляются резкие, напоминающие японское оружие, тени. Вот несет себя зрителю Кощей, который в этой сказке толстый, потому что раздулся от зла. Этот персонаж питается негативом, который стали творить люди. Его цвета и тени должны были стать зловещими, почти, как в Гарри Потере, но артисты убедили режиссера, что надо здесь сделать как-то смешно. Чтобы и настроение было новогодним, и негатив побеждался позитивом.
В конце сказки автор возвращает зрителя в комнату Маши, где в этот момент встретились в реальности два мира: видимый и невидимый. Приход каждого персонажа в комнату Маши из мира тонкого сопровождался лейтмотивом яркого света.
Предметы в спектакле тоже несут свою смысловую нагрузку. Айфон — символ нерусского, а родной телефончик — символ чего-то «СВОего». Изменившись внутренне, Танюха, говорит Кривде: «И заберите свой айфон! Мне он не нужен!»
Шестиметровые деревья на сцене команда делала такими, как в славянских сказках. Режиссеру пришлось применить все свое воображение и способности в рисовании. Сделать их и в ширину по три метра — тот еще квест. Понадобились и технические навыки смоделировать эти деревья так, чтобы не провисли, рассчитать размеры и правильно сшить вручную стыки узоров…
— Готовя сцену, мы вывалились из зала в полдвенадцатого ночи, и каждый раз все-таки что-то еще оставалось доделать в другой день, — улыбается Елена Снедкова и ее помощники.
Затраченные усилия были оценены всеми. Особенно родителями юных зрителей. Джанкойские мамы восхищались, сравнивая размах сценического воплощения, декораций и остальных творческих замыслов со столичными театрами. «Такое и в Симферополе не всегда увидишь», — рассуждали они после посещения спектакля «Сон в Новогоднюю ночь»
Премьера спектакля проходила для семей участников специальной военной операции, детей с ограниченными возможностями здоровья и других льготных категорий. Затем сказку смотрели воспитанники творческих коллективов ЦКиД, участники конкурса «Символ года — 2024» и другие зрители. Равнодушных не было. Назидание получили и сами артисты.