В поселке Вольное Джанкойского района отметил 75-летие 5-й гвардейский морской ракетоносный Констанцский ордена Отечественной войны авиационный полк, расформированный после распада СССР 15 ноября 1994 года.
Тяжело остаться без мечты…»
— А помнишь, как мы хотели залезть в бомболюк самолета во время регламента, а оттуда уже выпрыгнул кто-то…
— Помните, как под Масловым «девятка» упала. Помнишь, как осколки самолета на асфальте собирали…..
— А помнишь, как люк самолета по полю искали….
Помнишь, помнишь, помнишь,… сколько их в тот день звучало в Вольном на встрече ветеранов полка. Каждое «помнишь» – это голос из прошлого. Из того «вчера», когда они еще были молодыми. Сегодня их лица покрыты глубокими морщинами, волосы тронуты сединой, но осанка еще хранит былую военную выправку, а трость – еще не повод не встать в общий строй. И снова авиаторы чеканят шаг по главной площади незаслуженно забытого военного гарнизона, снова звенит в воздухе «Здравия желаю, товарищ гвардии генерал», снова сильный степной ветер рвет тяжелую ткань поднятого флага полка. Все они собрались здесь, чтобы почтить память своего полка: 75 лет со дня его основания и 20-летие его расформирования.
— Третьего апреля, в день Гвардии, собравшиеся ветераны полка единогласно избрали нашего президента Владимира Путина почетным гвардейцем, — обратился к собравшимся однополчанам Председатель совета ветеранов военно-воздушных сил Черноморского Флота Василий Лобов, отдавший Констанцкому полку часть своей жизни. — Мы ждем, когда он приедет и вручит настоящее боевое знамя с приказом о новом формировании полка.
В далеком 1939 году возле колхоза «Фройлебен», основанного в 20-х годах прошлого столетия немцами-колонистами в степях Джанкойского района, был построен аэродром подскока с грунтовой взлетно-посадочной полосой, принявшей первые самолеты уже в мае 1940-го. Место для воздушной гавани выбрали не случайно – военных специалистов заинтересовала роза ветров, благоприятствовавшая полетам авиации. В военное время полк громил немецких оккупантов на море: совершено 4668 вылетов, уничтожено 600 врагов, 184 самолета, 1 эсминец, 10 транспортеров, 192 танка, 705 автомашин, 63 вагона, 8 орудий, 105 минометов, 190 складов, 2 переправы и 4 пристани. Первому на Черном море полку присвоено звание Гвардейского. 11 летчиков и штурманов получили высокое звание героев СССР. В послевоенные годы авиаторы полка выполняли интернациональные задания в странах Азии и Африки.
— После окончания войны, в 1956 году, полк переучился с дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф на самолеты ТУ-16, – вспоминает генерал Петр Гудымов, командовавший полком до 1988 года. — В 85-м году, по решению МО, полк, став первым в морской авиации, переучился на сверхзвуковые самолеты третьего поколения — ракетный комплекс ТУ-22м3. Достаточно сказать, что самолет взлетной массой в 170 тонн был способен нести 24 тонны бомб и три ракеты дальностью 500 км.
Расположенный глубоко в степи, «Каранкут» — аэродром полка — был единственным в Крыму, который готовился под посадку орбитального корабля-ракетоплана «Буран».
По иронии судьбы, последний парад авиаторов-гвардейцев прошел на площади Победы в день рождения полка — 15 ноября 1994 года. После расформирования полка 19 самолетов Ту-22м3 отошли России, а 20 — Украине. Окончательную точку в истории полка поставили в апреле 1995 года, когда в нем оставалось 5 самолетов, предназначенных для списания, а уже в августе от большинства построек гарнизона камня на камне не осталось. До 2000 года на территории аэродрома проводились соревнования первенства Украины по картингу, позже территорию выкупила частная фирма, построившая на взлетной полосе инкубаторы птицефабрики.
Музей боевой славы гвардейцев
На собственные средства ветераны полка приобрели копию боевого знамени полка. После торжественного построения флаг передали на хранение в музей полка, который базируется здесь же в бывшем гарнизоне.
Зародившийся, как комната боевой славы, музей создавали всем поселком.
Первое, что бросается в глаза – тренажер-имитатор настоящей кабины пилота. Маленькие и большие циферблаты поблескивают в свете ламп, десятки кнопок, рычагов и тумблеров манят прикоснуться, переключить, пощупать. Так и хочется сесть в кресло пилота, положить руки на принадлежавший боевой машине штурвал и хотя бы на минутку почувствовать себя авиатором. И ведь можно же – в этом музее трогать экспонаты не запрещают.
Тренажер-имитатор кабины пилота. Музей полка. фото автора.
Фотографии военных и мирных времен полка на стендах, парадная форма и летный костюм на манекенах, наградные письма и грамоты, но не это заставляет замереть на месте, а диорама, сделанная силами местных жителей: горящий самолет, таранящий вражеский танкер в районе Констанца.
— Повторивших подвиг Гастелло много, но их никто не помнит — рассказала нам одна из создателей диорамы Алла Колосовская – Это экипаж Беликова, уничтоживший противника ценой своей жизни. Остальных мы записали на рамке диорамы.
Создавалась картина около года, помогали все – мужчины таскали камни для имитации скал, а дети собирали веточки для растительности. Привезли сюда и горсть земли с Сапун-горы.
Максимальная высота
За годы послевоенного существования крушение потерпели всего два полковых самолета: в одном случае спасся весь экипаж, во втором – погибло 3 человека. Но не любят вспоминать об этом авиаторы. Зато с удовольствием перебирают в памяти курьезы и моменты, навсегда оставшиеся в сердце.
— Больше всего мне нравилось вылетать с наступлением темноты, особенно летом, — вспоминает старший прапорщик Владимир Удалов. — Когда мы набирали максимальную высоту – 13 тысяч метров над землей — наверху еще солнышко светило, а внизу ночь темная. Так красиво – дух захватывает.
— А у нас отряд был — их называли толстолобиками. Нам тогда только самолеты поставили на вооружение – у них внизу торчат похожие на рога ультразвуковые антенны радиостанции. Оружейники что-то ковырялись там, и в темноте один из них врезался ребро антенны. Голове ничего, а антенна сломалась. Ну и назвали их всю группу толстолобиками, и оно приклеилось, — смеется гвардии прапорщик Комисаренко.
Командир авиаотряда летчик первого класса Александр Быстрицкий вспомнил об учениях в Сазопле (Болгария), за которыми наблюдали представители стран Варшавского договор. Перед пилотами поставили задачу уничтожить два больших линейных корабля, списанных бомбовым ударом. Пары самолетов ТУ-16, заряженных боевыми фугасными бомбами ФОБ250ШН, шла в плотном строю дозаправки.
— Наметили нам основную и запасную цель, потом должна была быть стрельба со стрелкового оружия, — говорит командир. — Условия были сложные, большой ливень с грозой и градом. Мы парой шли с минутным интервалом, четыре пары. Лазарев, Мостак, Ширяев и Быстрицкий. Первый и второй экипаж не увидели цель из-за ливня, экипаж Ширяева принял решение снизиться немного и в разрывах дождя и облаков увидел корабль. Я уничтожил вторую запасную цель. Потом мы полетели на полигон Железный порт, они освободились и освободили по 16 бомб каждый. Зрелище было ужасающее, когда эти бомбы взрывались одновременно на земле…
Катерина Трутько
Источник: МК.RU Крым