Язык — душа народа / Джанкой- 2023

«Язык — душа народа» — традиционный творческий конкурс в Крыму

Итоги муниципального этапа 18 Всекрымского творческого конкурса «Язык-душа народа» подведены филологами муниципальных образовательных учреждений г. Джанкоя. В этом году, кстати, конкурс посвящен педагогам и наставникам.

В этом действе, быть может, нет буйства красок, как в хореографии или театральном мастерстве. Но он играет всеми гранями красоты человеческого таланта…

Язык - душа народа
Конкурс Язык — душа народа. Джанкой

Анастасия Залесская, юнкор Джанкойского детско-молодежного клуба-студии «Улей», утверждает, что миниатюрный зал информационно-методического центра едва ли вместил бы всех желающих поздравить победителей. Болельщиков у ребят действительно много. Это не только педагоги, которые их готовили к творческим состязаниям, но также семья, друзья, одноклассники, творческие коллективы, в которых юные литераторы оттачивают и другие грани таланта, не связанные напрямую с филологией.

Джанкой в объективе Язык - душа народа / Джанкой- 2023 юнкор Софья Романовская в числе победителей конкурса Язык душа народа
Рукабер Диана в числе победителей конкурса Язык — душа народа

Каждый из них в конкурсе не просто демонстрировал свой талант, но защищал честь школы. Лучшие из лучших сегодня получают награды победителей.

33 участника выделены профессионалами-филологами, как наиболее талантливые, грамотные и трудолюбивые. Все они приказом Отдела образования администрации города Джанкоя поощрены дипломами в своей номинации и языковой секции. Оценивались мастерство и познания в русском, украинском, крымскотатарском языке, искусстве и культуре.

Джанкой в объективе Язык - душа народа / Джанкой- 2023 Язык душа народа конкурс всех национальностей Крыма
Язык — душа народа — конкурс всех национальностей Крыма

Ярослав Ольшанский, обучающийся школы № 4 г. Джанкоя, щедро наделен ораторским мастерством. По мнению жюри, он заслужил Гран-при конкурса. Юноша влюблен в поэзию с раннего детства, приобщается и к тележурналистике, участвуя в проектах Джанкойского детско-молодежного клуба-студии «Улей»

Но «Язык – душа народа» — это не только декламация

Это также письменные творческие работы: увлекательные рассказы, сказки, очерки, авторские стихи.

К сожалению, в последнее время и дети, и взрослые пренебрегают чтением. Об этом в один голос говорят учителя языков и литературы. Но те, кому посчастливилось влюбиться в книгу, обретают целый мир! И отражают его в собственных работах. Как, например, Виктория Батарейная в фантастическом рассказе о дружбе, Родине и внеземных цивилизациях. Загляните!

Джанкой в объективе Язык - душа народа / Джанкой- 2023 язык душа народа
Язык — душа народа

Наказ старого робота

Наименование образовательной организации: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа-детский сад №7 имени Героя Советского Союза Марии Октябрьской» города Джанкоя Республики Крым

Название конкурса: XVIII Всекрымский творческий конкурс «Язык – душа народа»

Номинация: «Письменная творческая работа»

Тематическое направление: «Есть границы между языками, но нет границ между сердцами» /Р.Гамзатов/

Возрастная категория: учащиеся 9-11 классов                                                                 фантастический рассказ «Наказ старого робота»

Батарейная Виктория Викторовна, 11-Б класс

Яворская Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы язык

   Где-то в недрах Вселенной… Выжженная почва дымится клубами разноцветного дыма, вокруг ни души. Тишину временами нарушают далекие раскаты то ли грома, то ли взрывов: сразу и не разберешь. За горизонт медленно, с небольшим интервалом времени, опускаются три солнца. Быстро наступает полная    темнота. Кажется, она способна поглотить в свои недра всё, что попадется на пути, но попадаться нечему. Уже много солнечных циклов планета кажется пустой.  

   Цивилизация Грау погибла, не сумев справится с последствиями своих научных открытий. Люди, жившие здесь, забыли об осторожности и здравом смысле, и это сыграло с ними злую шутку: гибель была неизбежна. Но глубоко в недрах планеты еще теплилась жизнь. Когда стало понятно, какая опасность грозит планете, кто-то из ученых, теперь уже не узнать кто, предложил разместить в одном из подземных убежищ детей, погрузив их в анабиоз и снабдив устройствами для передвижения в пространстве. Его поддержали немногие: никто не хотел верить в близкий крах цивилизации, идею посчитали безумной, но нашлись и те, кто согласился.

   Подземное убежище было оборудовано всем необходимым. В целях безопасности управление системами жизнеобеспечения было передано роботам устаревших моделей, которые не могли нарушить законов робототехники и причинить вред живому существу. В критический для планеты момент детей поместили в капсулы и погрузили в анабиоз. В систему было заложено два варианта развития событий в случае полной гибели цивилизации. Предусматривался анализ того, что произошло на планете, а затем выбор алгоритма действия. В случае если последствия будут обратимы, в безопасный момент роботы должны будут разбудить детей и научить их жизни в новых условиях, чтобы они смогли возродить цивилизацию Грау. В случае если анализ покажет, что это невозможно, все уцелевшие должны покинуть Родину и отправиться на поиски планеты, пригодной для жизни.

Джанкой в объективе Язык - душа народа / Джанкой- 2023 Язык душа народа. Фантазии
Язык — душа народа. Фантазии

   Когда все свершилось, роботы выждали заданный срок, провели анализ случившегося и приняли решение отправиться на поиски нового дома для своих подопечных. И вот час настал… Звездолет вынырнул из глубин планеты, на секунду завис над ней, как бы прощаясь навсегда. Это было очень печальное зрелище, но дети спали, а роботы не были способны на чувства, поэтому никто не плакал и не сожалел о том, что случилось.

   Много световых лет звездолет блуждал от одной галактики к другой в поисках пристанища. Шансов найти пригодную для жизни планету было очень мало, но, видимо, Вселенная сжалилась над ними. Когда уже все ресурсы корабля заканчивались, а на борту, кроме спящих детей, остался только один исправный робот, им улыбнулась удача: бортовой компьютер сообщил, что они у цели.

   Старый робот устало вздохнул, его жизненный цикл подходил к концу, и он это знал, но его беспокоило другое: дети, они еще слишком малы, младшему — шесть, старшему — десять, как они смогут выжить на этой хоть и обитаемой, но полудикой планете? В его программу была заложена забота о них до последнего движения, и она исправно работала. Система выхода из анабиоза была включена сразу же после сообщения компьютера, медлить было нельзя.

Войдя в спальню, робот увидел, что дети почти вышли из анабиоза. Он весело поздоровался с ними, хотя на душе, если бы она, конечно, у него была, скреблись кошки, он знал, что разлука близка, и он, и корабль скоро выйдут из строя. Дети выбирались из своих укрытий, в которых они провели сотни лет, как будто из детских кроваток в своих домашних детских. Не все и не сразу поняли, что произошло.

Робот поведал им о случившемся, младшие заплакали, старшие насторожились. Старик обвел всех по-отечески строгим взглядом и сказал: «Чтобы с вами не случилось, куда бы не занесла вас судьба, помните, вы наследники Грау. Где бы и с кем вы ни жили, вы узнаете друг друга даже через много лет, если сможете сохранить в своей памяти родной язык и воспоминания о своей Родине. Ведь не даром же говорят, что язык – это душа народа, так постарайтесь же сберечь эту душу и передать ее своим детям и тогда цивилизация Грау продолжится в них».

Наступила тишина. Все молчали, даже самые маленькие, казалось, поняли важность момента. Вдруг пронзительно завыли сирены – пора. Робот поспешно рассадил детей в спусковые капсулы и отправил их к поверхности планеты. Звездолет дернулся. «Успел!» — пронеслось в голове робота, это была его последняя мысль, цикл жизни был закончен успешно. Затем прогремел взрыв-звездолет самоуничтожился, исчерпав свой ресурс.

   Дети Грау добрались до своей новой родины успешно, но их разбросало по всей планете. Цивилизация там была архаична, их приняли за богов, спустившихся с неба, и окружили заботой, им поклонялись. Прошли годы, дети выросли, каждый в своем племени стал жрецом или правителем. Они почти забыли свою планету и друг друга.

   Хорошие времена всегда чередуется с плохими. Люди разных племен стали враждовать, назревала большая война. Однажды было решено созвать совет всех племен и заключить мир, многие вожди согласились прийти на него. В назначенный день все собрались. Но выкурить трубку мира не получилось. Вожди говорили на разных наречиях, переводчики путали, назревала драка. В это время в комнату заглянул маленький мальчик, сын одного из вождей и что-то сказал отцу на странном языке. Многие вожди оглянулись – этот язык был им знаком, кто-то воскликнул: «Грау!», и этот возглас эхом пронесся по залу. Наследники цивилизаций Грау узнали друг друга.

   Не сразу смогли они договориться, но у них было неоценимое преимущество и богатство — их общий язык, который они по наказу старика-робота смогли сохранить и передать своим детям. Этот язык помог объединить их племена, стал языком мира и основой новой цивилизации, которая, очень хочется верить, не повторит ошибки цивилизации Грау.

Язык — душа народа: от сердца к сердцу

С таким же интересом и любовью к родному языку создавали свои творения и другие участники конкурса.

Творческое наследие ребят становится достоянием школ. И, кто знает, может быть, будущих поколений… Любовь имеет свойство передаваться от сердца к сердцу.

Воспитание любовью

Наименование образовательной организации:  Муниципальное общеобразовательное  учреждение  города Джанкоя Республики Крым  «Средняя школа №5»

 XVIII  Всекрымский  творческий конкурс «Язык — душа народа»

  Номинация: «Письменная творческая работа»

 Воспитание любовью…

Жанр: эссе

Баюрова Виолетта, 9-Б класс

Литвинюк Ольга Федоровна, учитель русского языка и литературы

Когда речь заходит об Учителе, чье имя вы вспоминаете первым? Мне вспоминается Януш Корчак.

Великий гуманист, педагог-реформатор, человек с огромной самоотверженной душой…

 Всю свою жизнь он посвятил детям. Корчак первым из педагогов призывал смотреть на ребенка, как на полноценную личность, и уважать его.

На первое место он выдвинул любовь к детям.  «Люби своего ребенка любым— не  талантливым, не удачливым, взрослым».

Корчак связывал личность с умением сопереживать, слышать и понимать человеческую боль, страдания.  В любом случае, я считаю, чтобы воспитать личность, нужно самому быть личностью. Мало просто дать знания по предмету.

Мне кажется, он очень точно подмечает, что детей нет – есть люди, но с другим пониманием и понятиями, другим опытом, другими интересами и увлечениями, другими чувствами. Ведь детство — это не период подготовки к жизни. Это и есть  жизнь.

Меня очень потрясла история жизни этого человека. Его педагогика существовала не просто в теории. Этот, без сомнения, великий учитель умел находить подход к самым сложным детям, на которых все уже поставили крест, и добиваться лаской большего, чем иные строгостью.

 Корчак жил в единстве мысли, слова и дела. Он остался педагогом, воспитателем, человеком до последних дней. Детей он очень любил, любил всей душой, и эта любовь была ему дороже собственной жизни.

Но я уверена, что сам он, его воспитанники и коллеги погибли в газовой камере концлагеря Треблинка не просто так… Это была ужаснейшая жертва, принесенная для того, чтобы будущие поколения знали, что выше этого призвания — призвания воспитателя и педагога — нет ничего под этим солнцем.

 Мне кажется, что его заповеди, о том как любить ребенка,  должен знать каждый взрослый, ведь для того, чтобы воспитать настоящего человека, способного уважать и любить других людей, им самим надо научиться любить и уважать ребёнка, его права, его потребности, его чувства. Ведь взрослые часто сами подают нам   пример неуважения, лицемерия, равнодушия.

Я считаю, что педагогика Корчака будет актуальна всегда. Любить трудно. Любить – значит принимать безусловно. Ребенок может не быть похожим на своих родителей и не оправдывать их ожиданий. И тогда они старательно лепят из него свое продолжение, а общество навешивает ярлыки. Мне кажется, что взрослые должны уважать его право быть самим собой.

Очень глупо и несправедливо требовать с ребенка плату за любовь и за вложенные в него силы, деньги, время. Он не просил об этом. Одна из главных родительских ошибок  — это  постоянное сравнение ребенка с каким-то эталоном, это вечное «он должен». Если и должен, то лишь самому себе…

Джанкой в объективе Язык - душа народа / Джанкой- 2023 Язык душа народа. Януш Корчак
Язык — душа народа. Януш Корчак

 Этот, без сомнения, Великий Учитель, оставил современным родителям заповеди о том, как нужно воспитывать детей.

Как же хочется, чтобы все взрослые понимали, что жизненно необходимо, в первую очередь, любить ребенка, любить любым… Ведь мы тем больше нуждаемся в любви, когда меньше всего ее заслуживаем.

Это и есть путь к развитию и воспитанию лучшего в людях.

… Хочется напомнить, что чужих детей не бывает…

Вот только все ли современные педагоги понимают это? Любят ли тех, кого учат? И значит ли для них что-то урок, преподнесенный величайшим педагогом в истории?!

Путеводная звезда

XVIII  Всекрымский творческий конкурс «Язык – душа народа»

 Жанр: эссе

Путеводная звезда

Работу на конкурс «Язык — душа народа» выполнил: Нечаев Данила Александрович 2011 г.р. Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым лицей «Многоуровневый образовательный комплекс № 2 имени Героя Советского Союза  Марии Карповны Байды»
Класс 5-Б
Руководитель: Парфёнова Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Меня зовут Данила, я учусь в пятом классе, но до сих пор продолжаю хранить в памяти теплые воспоминания о своем первом учителе – Саулиной Галине Ананьевне – замечательном педагоге, добром и отзывчивом человеке.

Первый учитель играет важную роль в судьбе каждого ученика, он дарит нам свою любовь  и является для нас жизненным примером, своеобразной путеводной звездой. Поэтому профессию педагога нужно выбирать только сердцем, так, как это сделала Саулина Галина Ананьевна.

Галина Ананьевна была для нас настоящей классной мамой. Двери ее кабинета, как и дверцы ее души, были открыты для каждого ее воспитанника. Она никогда не выделяла кого-то из нас, для нее мы все были равны и одинаково любимы, но почему-то каждый из нас считал себя её любимым учеником.

Джанкой в объективе Язык - душа народа / Джанкой- 2023 Язык душа народа. Эссе о школе и учителях
Язык — душа народа.
Эссе о школе и учителях

Мы обязаны классному руководителю очень многим, она дала нам такие жизненные уроки, которые мы будем помнить всегда и обязательно передадим своим детям. Педагог привил нам такие простые, но необходимые истины: увидел слезы – утешь, случилась беда – помоги, пришла радость – порадуйся вместе.

Мы были за учителем, как за каменной стеной, очень боялись ее подвести или не оправдать доверия. От Галины Ананьевны бессмысленно было что-либо скрывать, рядом с ней просто не хотелось этого делать. Никогда, даже в мыслях, у нас не возникало желания нарушить дисциплину или не выполнить домашнее задание. 

Галина Ананьевна всегда рада видеть своих бывших учеников, хотя она уверена, что бывших учеников не бывает. Она не принадлежит к числу тех преподавателей, которые, выпустив класс, забывают имена своих воспитанников. Классный руководитель знал и знает про нас все, иногда даже чуточку больше, чем мы сами.

Первый учитель – это воплощение любви во всей полноте и многогранности этого чувства. Идешь по улице – серый денек, скучные лица, гул машин, навстречу мой любимый педагог, который весь светится от счастья, а в его голосе звучит ликующая радость: «Слышите, поют птицы, значит, скоро весна!»

Глядя на таких учителей, которые отдают своему делу всю жизнь, которые любят его всей душой, понимаешь, что учитель – это поистине призвание.

Мы, поступая в лицей, даже не подозревали, какая жизнь нас ждет, к чему мы будем стремиться. Но школьная жизнь увлекает, покоряет. Это особенная жизнь, способная сделать из человека поистине достойную личность. Надеюсь, что в будущем мы откроем дверь второго родного дома, пролетим снова по шумным коридорам с уже другими детьми и осознаем, что тебя здесь помнят и ждут:

Учитель мой, Ваш мудрый взгляд

Забудет кто из нас едва ли…

И вот опять слова звучат,

Что Вы нам столько раз внушали:

«Любите мальчики девчат,

Страну Россию берегите,

Пусть руки лишь добро творят,

Костер же зла всегда гасите!»

Итоги муниципального этапа конкурса Язык - душа народа. Джанкой
Итоги муниципального этапа конкурса Язык — душа народа. Джанкой

ПРИКАЗ

 06.02.2023 г.                                             г. Джанкой                                           № 53/02-01

Об итогах муниципального этапа

XVIII Всекрымского творческого конкурса

«Язык – душа народа», посвященного Году

педагога и наставника

            На основании приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.01.2023 г. №130 «О проведении в 2022/2023 учебном году   XVIII Всекрымского творческого  конкурса «Язык — душа народа», посвященного Году педагога и наставника,  приказа отдела образования администрации города Джанкоя от 18.01.2023 г. № 29/02-01 «О проведении в 2022/2023 учебном году XVIII Всекрымского творческого  конкурса  «Язык  —  душа народа»,  с целью сохранения, изучения, популяризации языков и литературного наследия народов России, проживающих в Республике Крым; повышения  престижа владения родным языком; расширения сферы применения родных языков в образовательной, культурной, научной, информационной деятельности; воспитания уважения к родному языку, его активного и целенаправленного изучения, поддержки талантливых и способных обучающихся  03.02.2023г. проведен  Конкурс по следующим номинациям: «Письменная творческая работа»,  «Декламация литературных произведений».

В конкурсе «Язык — душа народа» приняли участие 33 обучающихся из 7 общеобразовательных учреждений по 4 языковым секциям (1-я секция – русский язык, 2-я секция – крымскотатарский язык, 3-я секция – украинский язык, 4-я секция – немецкий язык).

Не приняли участие в конкурсе обучающиеся МОУ «Школа – гимназия №6» (директор Литвинова О.Ф.).

Рассмотрев материалы, представленные жюри Конкурса

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Признать победителями и наградить Дипломами отдела образования администрации города Джанкоя 

в номинации «Декламация литературных произведений»

 1 секция — русский язык

ГРАН – ПРИ 

Ольшанского Ярослава – 9-А класс, МОУ г.Джанкоя «Средняя школа №4», руководитель Лянцева Л.А.

Дипломом победителя за 1 место

Лазаренко Глеба – 7-А класс, МОУ г.Джанкоя «Средняя школа №5», руководитель Литвинюк О.Ф.

Дипломом победителя за 2 место

Пляскина Дениса – 7-А класс, МОУ г.Джанкоя «Средняя школа №1 им.А.А.Драгомировой», руководитель Муравейко Л.В.;

Горбунову Ульяну — 7-Б класс, МОУ г.Джанкоя лицей «МОК №2 им.М.К.Байды», руководитель Жукова Ж.В.;

Занкович Марию – 6-В класс, МОУ г.Джанкоя «Средняя школа №8», руководитель Кирильчук А.Н.

Дипломом победителя за 3 место

Огий Полину — 9-А класс, МОУ г.Джанкоя «Средняя школа №1 им.А.А.Драгомировой», руководитель Попкова А.А.;

Мустафаеву Арзы — 8 класс, МОУ г.Джанкоя «Средняя школа №4», руководитель Абдулаева С.Р.

    2 секция —   крымскотатарский язык

Дипломом победителя за 1 место

Абляметову Айсель – 7-А класс, МОУ г.Джанкоя лицей «МОК №2 им.М.К.Байды», руководитель Зеядуллаева Л.И.

Дипломом победителя за 2 место

Бекирова Амира — 1-Б класс, МОУ г.Джанкоя лицей «МОК №2 им.М.К.Байды», руководитель Максудова Н.С.;

Мустафаеву Эмилию, Мустафаеву Камилу — 6-Б класс, МОУ «Средняя школа №3 им.Я.И.Чапичева», руководитель Аметова Э.Э.

Дипломом победителя за 3 место

Аметову Арзы — 4-А класс, МОУ «Средняя школа №3 им.Я.И.Чапичева», руководитель Аметова Э.Э.;

Чикиеву Алие — 6-А класс, МОУ «Средняя школа-детский сад №7 им.М.Октябрьской», руководитель Аблякимова Э.Р.

3 секция — украинский язык

Дипломом победителя за 1 место

Юрченко Мирославу – 6-Б класс, МОУ г.Джанкоя лицей «МОК №2 им.М.К.Байды», руководитель Иканова Т.П.

4 секция — немецкий язык

Дипломом победителя за 1 место

Рукабер Диану – 9-В класс, МОУ г.Джанкоя лицей «МОК №2 им.М.К.Байды», руководитель Суворова Н.Я.

В номинации «Письменная творческая работа»

1 секция – русский язык

Дипломом победителя за 1 место

Нечаева Данилу – 5-Б класс, МОУ лицей «МОК №2 им.М.К.Байды», руководитель Парфенова Е.В.;

Батарейную Викторию – 11-Б класс, МОУ «Средняя школа-детский сад №7 им.М.Октябрьской», руководитель Яворская Е.И.

Дипломом победителя за 2 место

Муравейко Дарью – 6-А класс, МОУ «Средняя школа №1 им.А.А.Драгомировой», руководитель Муравейко Л.В.;

Баюрову Виолетту – 9-Б класс, МОУ г.Джанкоя «Средняя школа №5», руководитель Литвинюк О.Ф.

Дипломом победителя за 3 место

Курдюкову Софию – 7-Б класс, МОУ г.Джанкоя лицей «МОК №2 им.М.К.Байды», руководитель Жукова Ж.В.;

Миленькую Анну – 9-Б класс, МОУ «Средняя школа №3 им.Я.И.Чапичева», руководитель Миленькая В.В.

2 секция – крымскотатарский язык

Дипломом победителя за 1 место

Османова Арифа — 5 класс, МОУ г.Джанкоя «Средняя школа №1 им.А.А.Драгомировой», руководитель Зеядуллаева Л.И.;

Зеядуллаеву Эльмаз — 10 класс, МОУ г.Джанкоя «Средняя школа №1 им.А.А.Драгомировой», руководитель Зеядуллаева Л.И.

Дипломом победителя за 2 место

Мейдашову Сафине – 7-Б класс, МОУ «Средняя школа №3 им.Я.И.Чапичева», руководитель Аметова Э.Э.;

Гафурову Фериде – 9 класс, МОУ г.Джанкоя лицей «МОК №2 им.М.К.Байды», руководитель Зеядуллаева Л.И.

Дипломом победителя за 3 место

Мустафаеву Айше – 11 класс, МОУ «Средняя школа №3 им.Я.И.Чапичева», руководитель Аметова Э.Э.

3 секция – украинский язык

Дипломом победителя за 1 место

Лянцева Михаила — 8 класс, МОУ г.Джанкоя «Средняя школа №4», руководитель Лянцева Л.А.

  2. Объявить благодарность учителям русского, крымскотатарского, украинского, руководителям кружков за подготовку  победителей  Конкурса.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника отдела образования администрации города Джанкоя Мальченко Е.Ю.

Заместитель начальника отдела образования

администрации города Джанкоя                                                             Е.Ю.Мальченко

Зеядуллаева Л.И.

Шилова Е.

Джанкой в объективе» Юные участники конкурса «Язык — душа народа» награждены в Джанкое