Конкурс «Учитель года» — очень непростой. Он проходит в несколько этапов и победа на муниципальном этапе переводит участника в новую плоскость, на региональные профсостязания.
В феврале 2023 года школа № 1 имени Анастасии Драгомировой города Джанкоя находится в трепетном ожидании. Педагоги и ученики болеют за победителя муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»: Ирина Гавриловна Марченко с 6 по 9 февраля защищает честь города на республиканском этапе масштабного профессионального конкурса.
Наверное, нет в нашей школе ученика, в воспитание которого Ирина Гавриловна не внесла свою личную лепту. Потому что, как заместитель директора школы по воспитательной работе, она досконально изучает душу каждого. И каждому старается помочь раскрыть лучшие человеческие качества.
Наша школа – самая взрослая в Джанкое. Она построена еще в царской России, за год до присвоения статуса города поселку железнодорожников под названием Джанкой.
В ее стенах выросли те джанкойцы, что защищали родную землю в годы Великой Отечественной войны. В ее классах трудились учителя – герои партизанской борьбы и подполья. Ее выпускники по кирпичику строили этот город, развивали его экономику, транспортные магистрали, водные артерии, помогали выходить на передовые рубежи сельскому хозяйству Джанкойского района.
Ирина Гавриловна Марченко – патриот и краевед, если не по образованию, то по призванию. Душой и сердцем она радеет за сохранение исторического наследия. Ее огромные организаторские способности помогли реализовать проект создания школьного музея и патриотической экспозиции «Стена героев».
Здесь, в небольшой комнатке, выделенной под музей, хранятся настоящие реликвии. Памятные фотографии, письма и их копии, экспонаты военного времени. Особой строкой в исторической летописи, созданной для музея, проходит деятельность подполья, организованного в годы немецко-фашисткой оккупации Анастасией Алексеевной Драгомировой.
Ее имя носит наша школа. Легендарная учительница 1 школы собрала вокруг себя всех оставшихся в годы оккупации Джанкоя учителей, чтобы организовать помощь заключенным фашистских концлагерей.
Самоотверженная патриотка сделала очень многое: подпольщики вместе с ней снабжали пленных продуктами, одеждой и документами для побега. Постоянную помощь в этой опасной деятельности оказывали и ученики. Надя Варда, Оля Капитанова, Нина Глухова и другие…
Понимая, что школа с таким багажом исторического прошлого, может и просто обязана иметь особый вектор воспитания, Ирина Гавриловна Марченко выдвинула идею создания кадетских классов. Для нее: «Учитель – не профессия, это состояние души, образ жизни». Она старается не просто подключить своих воспитанников к патриотическим проектам, Ирина Гавриловна сама о себе говорит «хочу быть солнцем для своих учеников». Поэтому стремится гореть сама и зажигает всех вокруг искрами любви к жизни, к родному городу, великой Отчизне. Она у нас поет, играет на музыкальных инструментах, если нужно станцует. Но главное – заряжает и детей, и взрослых на большие и полезные дела.
— Вот уже около двух десятилетий занимаюсь своим любимым делом, — пишет Ирина Марченко на своем личном сайте, — за эти годы я ни разу не пожалела о своем выборе. Были трудности, были проблемы, но никогда не было сожаления. Я поняла главное: «Учитель – не профессия, это состояние души, образ жизни».
Неумолимо течение времени. Меняются годы, тысячелетия… Звезды загораются и гаснут, смерчи и ураганы сметают все на своем пути, планеты сгущаются из пыльных облаков и растворяются в ледяных пространствах. Вечно только знание, ведь оно сама жизнь. И я понимаю главное: какое же все таки счастье быть причастной к передаче его будущим поколениям. Вот поэтому, несмотря на все проблемы и трудности, я не сверну с выбранной мною в далеком детстве дороги и буду стараться дарить людям тепло, свет и знания, ведь я – УЧИТЕЛЬ!
Учитель в нескольких поколениях, Ирина Гавриловна скоро перешагнет серебряный юбилей своей педагогической деятельности. Мы верим, что и на республиканском уровне Всероссийского конкурса «Учитель года» ее колоссальный опыт и неиссякаемую харизму высоко оценят представители компетентного жюри.
Мы знаем, что ее мастерство, ум, талант уже многократно оценены. Коллегами, выпускниками, родителями, руководством учреждения и администрации города. И уверены, что в ее педагогической деятельности зажжется еще множество новых звезд!
Учитель должен победить сначала на школьном этапе, потом на муниципальном и, наконец, на региональном. Ясных указаний для состязаний на нижних уровнях организаторы не дают. Победителя определяют местные органы образования.
Всероссийский, финальный, этап начинается с заочного состязания. На испытании «интернет-ресурс» жюри оценивает, как учитель представлен во всемирной паутине: много ли у него там материалов, эстетичен и удобен ли дизайн. Прежде рассматривали персональные сайты, отсюда и претензии к оформлению. Сейчас принимаются в расчёт и странички в социальных сетях.
Еще в заочную часть входит создание эссе «Я – учитель». Педагог должен изложить мысли о том, почему он встал на эту стезю, что внес нового, как решить проблемы в образовании.
Дальше следуют три очных тура.